Обучение детей с ОВЗ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее — Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Первый заместитель Министра Н. Третьяк
Подробнее...
Ребенок часто болеет, регулярно посещать школу не может. Какие возможности для этого предусмотрены в законе?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Имеют ли право родители перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?
Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Ребенок-первоклассник практически не осваивает образовательную программу по состоянию здоровья. Родители отказываются обследовать ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии
Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства).
Права выпускников с ограниченными возможностями здоровья
К участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
- Специально оборудованные учебные кабинеты - отсутствуют
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствует.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.;
2. Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр ;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска обратной проекции;
- головная мышь;
- клавиатура с большими кнопками, предназначенная специально для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по классу, школе;
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации.(см. Паспорт доступности)
- Вход в школу не оборудован пандусом.
- Кнопка вызова сотрудников школы для оказания необходимой помощи присутствует.
-
Паспорт доступности.pdf (353 КБ)
Специальные условия питания
- Постановление Администрации г. Новочеркасска № 33 от 26.01.2021 г. "Об обеспечении бесплатных двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ...."
- Постановление Администрации г. Новочеркасска № 66 от 29.01.2021 г. "О внесении изменений в Постановление Администрации города от 26.01.2021 № 33
Cпециальные условия охраны здоровья
- Специальные условия охраны здоровья:
— В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: -
Здание МБОУ СОШ № 10 оснащено противопожарной сигнализацией, планами эвакуации, необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
-
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН.
-
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, функционирует ПМПК, имеется учитель-дефектолог.
-
В спортивном зале проводятся занятия адаптивной физической культурой.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
— В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам Открытый урок История и обществознание: электронные образовательные ресурсы Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Сайт образовательных ресурсов с on-line уроками в различных сферах обучения Подготовка к ЕГЭ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральный институт педагогических измерений Портал информационной поддержки ЕГЭ Федеральный центр тестирования Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» Дополнительный дистанционный образовательный портал (ЕГЭ) Тесты в режиме on-line Книги и дети: Мир энциклопедий: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Энциклопедия Википедия Энциклопедия Кругосвет Основы безопасности детей и молодежи в Интернете Дети в Интернете (информационный сайт для взрослых и детей): http://detionline.com/mts/about Всероссийский проект «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ»: http://www.safe-internet.ru |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Наличие в ОУ оргтехники:
- Сканер - 3
- Модем - 3
- Принтер - 5
- Копировальный аппарат - 4
- МФУ - 8
- Факс - 1
- Пианино - 4
- Телевизор - 4
- Музыкальный центр - 2
- Видеоплеер DVD LG - 2
- Мультимедийный проектор - 8
- Видеокамера HITACHI - 1
- Видеокамера AverVision cp 130 - 1
- Интерактивная доска - 9
- Документ-камера - 1
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
- Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат — отсутствует.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствует.